И на этом международный финансовый абсурд не заканчивается. Поразительно, но самые крупные офшорные зоны наиболее либерального типа входят в юрисдикцию... Великобритании. А официальным их правителем значится королева Елизавета II. Это, например, Багамские Острова, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Гибралтар, остров Мэн...
В большинстве «налоговых гаваней» гарантируется конфиденциальность компании освобождены от государственного (и, следовательно, международного) валютного контроля. Украинские налоговики, скажем, не могут обратиться в госорганы этих территорий с просьбой о проверке каких-либо счетов.
На классической офшорной территории упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидента за символическую плату. Например, в Панаме, где отмечается чрезмерно активная «торговля» наших экспортеров (не зря в свое время получил панамский паспорт экс-премьер Павел Лазаренко), необязательно указывать даже учредителей компании.
Названия этих «черных дыр» содержатся даже в официальном списке, принятом много лет назад (см. распоряжение Кабмина от 24.02.03, 77-р «О перечне офшорных зон», с изменениями от 1.02.06 44-р). Статистика показывает, что в десятку крупнейших инвестиционных партнеров Украины, помимо Кипра, входят Швейцария (с ее либеральными законами к банковским вкладчикам), а также известные «налоговые гавани» под юрисдикцией Нидерландов и Великобритании (в первую очередь уже упомянутые Британские Виргинские Острова).
Даже если бы налоговые органы занялись тщательной проверкой компаний и «инвесторов», орудующих с Кипра, то что делать с почти четырьмя десятками других офшорных зон в мире с самыми экзотическими названиями, куда за все время независимости благополучно продолжают утекать наши капиталы?
Кто за ними стоит?
Значительная часть денег заходит в нашу страну из такого официального офшора, как Виргинские Острова. Более того, анализ структуры инвестиций показывает, что капиталы из ряда других стран, более крупных и формально числящихся в списке «инвесторов», на самом деле также имеют офшорную природу.
Еще интереснее выглядит то, куда наиболее активно инвестируют эти «киприоты» в родном отечестве: перерабатывающая промышленность (металлургия, химия, табачная промышленность), банковско-финансовый сектор, операции с недвижимостью, торговля, ремонт автомобилей, строительство, транспорт, сельское хозяйство, гостиничный бизнес и даже «предоставление коммунальных услуг, а также услуг в сфере культуры и спорта».
Если взглянуть на отчеты Госстата, нетрудно заметить, что наши бизнесмены на Кипре «прокручивают» деньги по статье, которая в официальной статистике значится как «операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям».
В чем же загадка? Ответ прост: подавляющая часть так называемых иностранных инвестиций это капиталы самого же отечественного бизнеса, но, очевидно, отмытые там и легализованные, чтобы при необходимости быть задействованными где угодно (в т. ч. и в Украине) без привязки к их реальным владельцам.
Интересное на этом не заканчивается. Из $47 млрд., привлеченных в нашу страну извне за все эти годы, в разные периоды примерно от четверти до трети приходит из очень небольшой средиземноморской республики Кипр. Проще говоря, Кипр официально является главной страной инвестором в украинскую экономику. Он же и главная страна, куда «инвестирует» отечественный бизнес (92,8% инвестиций за рубеж за 20 лет по состоянию на конец 2010 г.)!
Главный инвестор Кипр
Из расчета на одного человека (включая новорожденных) ПИИ в этом году составили $1033,2. Именно эта сумма (разово в гривневом эквиваленте около 8,2 тыс. грн.) по сути и является частью той цены, ради которой состоялась раздача крупнейших прибыльных кусков национальной экономики в частные руки. И ради которой, собственно, проводились и продолжают проводиться реформы по тому сценарию, который мы наблюдаем.
Впрочем, для нас особый интерес представляет другая цифра. Общий объем ПИИ в Украину по состоянию на 1 июля 2011 г. впервые за 20 лет достиг $47,206 млрд., что на 5,5% больше, чем на начало года, и на 16,8% на начало 2010-го.
В нынешнем году, судя по данным Государственной службы статистики, Украина привлекла $5,3 млрд. прямых инвестиций из $7,5 млрд., запланированных в правительственных макроэкономических прогнозах.
За 20 лет по $1 тыс. на человека
На самом деле все происходит почти с точностью до наоборот: реформы тянутся вот уже 20 лет, доля иностранных инвестиций в структуре капитальных вложений в экономику до смешного мизерна, а либерализация законодательства по отношению к инвесторам обернулась лишь колоссальным вывозом капитала из страны.
В отечественном экспертном сообществе, а также среди политиков и журналистов часто заявляют: в результате, мол, таких-то и таких-то действий и реформ (будь то повышение пенсионного возраста по рекомендации МВФ или приватизация, вступление в ВТО, евроинтеграция) в Украину наконец придут огромные инвестиции. Ожидается, что они-то и изменят нашу жизнь к лучшему.
Когда Острова Кука озолотят Украину?
Когда Острова Кука озолотят Украину? > Реалии > Еженедельник 2000
Комментариев нет:
Отправить комментарий